- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Криминологическая характеристика несовершеннолетнего как субъекта уголовно-процессуальных правоотношений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006225 |
Тема: | Криминологическая характеристика несовершеннолетнего как субъекта уголовно-процессуальных правоотношений |
Содержание
Содержание Введение Глава 1 Общая криминологическая сущность несовершеннолетнего, как субъекта преступления. 1.1.Криминологическая характеристика несовершеннолетнего как субъекта уголовно-процессуальных правоотношений. 1.2.Анализ правовой системы зарубежных стран, относительно спец.субъекта. Глава 2 Уголовно-процессуальные аспекты ведения расследования по делам о несовершеннолетних . 2.1.Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 2.2.Правила и принципы возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. 2.3.Привлечение несовершеннолетнего в качестве обвиняемого ,подозреваемого. 2.4.Тактика и методика проведения следственных действий в отношении несовершеннолетних. 2.5.Общая правовая характеристика судебных стадий процесса в отношении несовершеннолетних. Глава 3 Уголовно-правовая характеристика несовершеннолетнего ,как спец.субъекта. Заключение Библиография Введение На сегодняшний день одной из важных и актуальных проблем всего цивилизованного сообщества является преступность несовершеннолетних. Ведь благополучие и нормальное развитие детей имеют большое значение для будущего любой страны. В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи. В результате значительная часть детей и подростков получает пример аморального образа жизни, деформируется в своем развитии, приобретая негативные личностные качества. Таким образом данная категория несовершеннолетних попадает в интернатные учреждения, которые не в состоянии реально и надежно восполнить все то, что получают несовершеннолетние, имеющие нормальные семьи. Более того, служебная заинтересованность в результатах воспитания детей (при самом добросовестном отношении сотрудников) в принципе не может сравниться с личной заинтересованностью семьи. При воздействии общества на ребенка через детские учреждения, личная заинтересованность отсутствует, обратной связи в дальнейшем не предполагается. Это приводит к тому, что детское интернатное учреждения оказывается изначально менее эффективным, чем нормальная семья. В итоге , у несовершеннолетних (депривантов) формируется отрицательное отношение к окружающим, к обществу. Они становятся агрессивными, вспыльчивыми, легко ранимыми. Наряду с явным ростом числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, растет и их преступность. Удельный вес несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в контингенте воспитанников значительно увеличился и в настоящее время достигает 20-24%. Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой необходимостью пересмотра некоторых подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике. Целями дипломной работы является анализ криминологической сущности несовершеннолетнего, как субъекта преступления, ведения расследования по делам несовершеннолетних и характеристика несовершеннолетнего как специального субъекта. Глава 1 Общая криминологическая сущность несовершеннолетнего, как субъекта преступления. Криминологическая характеристика несовершеннолетнего как субъекта уголовно-процессуальных правоотношений. Личность преступника всегда выступает в качестве одного из центральных звеньев криминологической характеристики любого вида преступности. Разработка эффективных мер контроля над преступностью, предупреждения преступности в целом и отдельных ее видов становится невозможной без изучения особенностей личности преступника. Потому как именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления. Именно личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Данные о личности несовершеннолетнего преступника раскрывают картину самой преступности сведениями о половом, возрастном, социальном составе правонарушителей, их образовательном уровне, профессионально-трудовой деятельности, общественной активности, семейном положении, а также об их нравственно-психологических свойствах, взглядах, интересах, потребностях, ценностных ориентациях и т.п. Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, необходимо исходить из того, что она представляет часть преступности в обществе, развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом . Поэтому, при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются общекриминологические характеристики, показатели и категории. Вместе с тем, анализ должен быть направлен на выявление факторов и обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику и необходимые меры воздействия. Перечислим некоторые отличия ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей от ценностных ориентации "законопослушных" подростков (психологические и социальные): склонность к быстрому, сиюминутному эффекту при получении приятных впечатлений и ощущений (удовольствие, корыстный интерес и т.п.); пренебрежение к общественной морали; легкость перехода к алкогольной или наркотической зависимости, к азартным играм; узость интересов, самоограничение источников информации; предельный эгоизм; утрата интереса, легкость отступления от всего, что связано с трудностями достижения цели (учеба), с отложенным эффектом (получение профессии); равнодушие к общественным проблемам; сугубо утилитарный подход к искусству, музыке, науке, литературе; психология (стиль поведения) "перекати поля": куда позвали – туда и пошел, что попросили – то и сделал, и т.п.; потребительская психология как доминанта жизненной стратегии; тяга к примитивным развлечениям - карты, легкая музыка и т.п. Также, отсутствие заинтересованности в получении интересной, общественно значимой, но низко оплачиваемой профессии; предпочтение досуга любым формам самообразования и т.п.; плохое осознание общественных норм, ограничений, рамок; допустимость применения силы для достижения лично значимых ценностей; резко сниженное чувство должного и почти полная утрата чувства ответственности за свои поступки перед близкими, обществом и т.д.. Необходимо отметить, что даже зафиксированные надежными психологическими методами характеристики личности правонарушителя не всегда и не неизбежно ведут к противоправным поступкам. Чтобы их совершить, нужен исходный импульс (повод), а также негативная мировоззренческая психологическая установка, криминогенная ситуация, объективная возможность совершения правонарушения или преступления. Главное, что характеризует несовершеннолетнего правонарушителя, - это социальная деформация и дезадаптация его личности. Под которым следует понимать сирот, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и вследствие этого оставшихся без ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, надлежащего материального обеспечения, помещенных на воспитание в учреждения интернатного типа, либо проживающих в семьях, которые заведомо не выполняют обязанностей по воспитанию детей. Несовершеннолетние образуют особую подгруппу в этом и без того криминально активном контингенте, что позволяет ставить вопрос об особой криминологической категории детей и подростков, представляющих повышенную уязвимость для социально-негативного воздействия и соответственно отличающихся повышенной криминальной активностью. В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получает пример аморального образа жизни, деформируется в своем развитии, приобретая негативные личностные качества. В итоге данная категория несовершеннолетних попадает в интернатные учреждения, которые не в состоянии реально и надежно восполнить все то, что получают несовершеннолетние, имеющие нормальные семьи. Более того, служебная заинтересованность в результатах воспитания детей (при самом добросовестном отношении сотрудников) в принципе не может сравниться с личной заинтересованностью семьи. При воздействии общества на ребенка через детские учреждения, личная заинтересованность отсутствует, обратной связи в дальнейшем не предполагается. Это приводит к тому, что детское интернатное учреждения оказывается изначально менее эффективным, чем нормальная семья. В связи с чем, у депривантов формируется отрицательное отношение к окружающим, к обществу. Они становятся агрессивными, вспыльчивыми, легко ранимыми. Наряду с явным ростом числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, растет и их преступность. Удельный вес несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в контингенте воспитанников значительно увеличился и в настоящее время достигает 20-24%. При рассмотрении криминологической характеристики и разработки системы профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними необходимо учитывать условия их жизни и воспитания (неполные семьи, опекунские семьи, интернатные учреждения и т.д.). Изучение возрастных особенностей личности несовершеннолетних преступников позволяет сделать вывод о том, что среди них доминируют лица старшего возраста (16 - 17 лет). В общем количестве выявленных лиц, совершивших преступление, доля несовершеннолетних колеблется от 10 до 15%, но среди них две трети составляют лица 16 - 17 лет. Так, например, в 2010 г. было осуждено 88334 несовершеннолетних, из них 16 - 17 лет - 59815 (67,7%), 14 - 15 лет - 28519 (32,3%). В 2013 г. было осуждено 82218 несовершеннолетних, из них 16 - 17 лет - 56632 (68,9%), 14 - 15 лет - 25586 (31,1%) <8>. Доля лиц, совершивших преступление в возрасте до 14 лет, значительно ниже. Указанные показатели сохраняют относительную стабильность более 10 лет (66,7 - 72,3% - лица в возрасте 16 - 17 лет; 27,7 - 33,3% - 14 - 15-летние) .1 При этом криминальная активность несовершеннолетних увеличивается прямо пропорционально возрасту. Однако изложенное не означает необходимости сосредоточения профилактических усилий исключительно на данной категории лиц, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних в более раннем возрасте. Одной из типичных, сохраняющихся характеристик преступности несовершеннолетних является ее повышенная латентность. Экспертами уровень преступности в этой возрастной группе в целом оценивается как в 3 - 4 раза более высокий, чем отражаемый статистикой . Тревожным является тот факт, что значительное количество несовершеннолетних совершают преступление повторно. Так, в 2010 г. таких лиц было 25479 (18,1%), в 2011 г. - 22540 (15,5%), в 2012 г. - 22250 (14,6%), в 2013 г. - 24095 (16,1%), в 2014 г. - 23717 (16%).2 Заметна опасная тенденция все большего участия несовершеннолетних в преступной деятельности совместно со взрослыми. Из общего числа осужденных несовершеннолетних совершили преступление в группе с участием взрослых в 2010 г. - 25042 (28,3%), в 2011 г. - 26074 (26,9%), в 2012 г. - 24606 (25,2%), в 2013 г. - 24073 (24,3%), в 2014 г. - 19469 (23,7%).1 Вызывает опасение совершение подростками большого количества преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2010 г. таких лиц было 30148 (21,5%), в 2011 г. - 29287 (20,1%), в 2012 г. - 24478 (16,1%), в 2013 г. - 21468 (14,3%), в 2014 г. - 18207(12,3%).2 Что касается структуры преступности несовершеннолетних в России, то в 2012 г. 51,2% составили кражи (в 2010 г. - 47,3%), 19% - разбои и грабежи (в 2011 г. - 14,4%).3 Изучение статистических данных о половой принадлежности несовершеннолетних преступников показывает, что абсолютное большинство из них - лица мужского пола. В 2010 г. несовершеннолетними женского пола было совершено 11107 преступлений (7,9%), в 2011 г. - 11226 (7,7%), в 2012 г. - 11981 (7,9%), в 2013 г. - 12859 (8,6%), в 2014 г. - 13876 (9,3%). Согласно исследованиям, наибольшее количество преступлений несовершеннолетними совершается в период с 21 до 24 часов, именно в это время совершается больше всего преступлений - 68%. 4 Анализ правовой системы зарубежных стран, относительно специального субъекта 1.1 Правосудие в отношении несовершеннолетних: российский и зарубежный опыт (на примере США и России) В конце ХIХ в. к понятию «ювенальной юстиции» относились как к учреждению, органу, который выступал на защите детей. В США были сделаны попытки облегчить судьбу детей и подростков, оказавшихся в конфликте с законом. Несовершеннолетние преступники содержались в помещениях со взрослыми осужденными, что не способствовало их исправлению, а лишь формировало в подсознании ребенка его «преступную карьеру». Современники в своих трудах остро описывали сложившуюся в те годы в тюрьмах ситуацию. Так, один из почитаемых на Западе исследователей тюрем Джон Ховард в труде «Государство тюрем» оценил бесправное положение детей и подростков в этих заведениях как следствие такого же положения перед судом, что действительно не могло сказаться на молодом поколении. И лишь в начале ХХ в. произошел коренной перелом в защите прав несовершеннолетних: были пересмотрены различные правовые акты, законы, направленные на защиту детей, созданы первые суды для несовершеннолетних. Намного лучше выглядела история российских «детских судов»,деятельность которых оценивалась очень высоко, что являлось наиболее удачной моделью российской ювенальной юстиции. Понятие «ювенальная юстиция» выступала как правовая база прав свобод и обязанностей несовершеннолетних, которая интегрировала и порождала в дальнейшем различные вопросы правового положения юных преступников. К сожалению, среди наиболее квалифицированных ученых и специалистов в области разработки законодательства о несовершеннолетних все еще нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько ее развитие необходимо в России и странах Запада, а именно в США. В настоящее время ювенальную юстицию следует рассматривать в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации. Ювенальная юстиция в конце XIX – начале ХХ в. развивалась неоднозначно. В США в этот период традиционно было изменено отношение к несовершеннолетним правонарушителям. Первый и специальный суд был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс). Важной особенностью американского суда для несовершеннолетних была упрощенность судебного процесса, которая обосновывалась тем, что оказывало минимальное воздействие на детей и подростков. Судебный процесс выглядел как простая беседа судьи и несовершеннолетнего подсудимого, которая происходила исключительно при закрытых дверях. Первый суд по делам о малолетних преступниках состоялся в январе 1910 г. в г. Санкт-Петербурге. Дела по несовершеннолетним рассматривал специально уполномоченный мировой судья. Была создана особая система так называемого «попечения», где на попечителя судья возлагал ряд определенных обязанностей, как-то сведения о жизни, условиях и причинах преступления, совершенного малолетним. Если ювенальная юстиция того времени в России была создана по частной инициативе, в США такой самостоятельной инициативы в обеспечении и защите прав несовершеннолетних нельзя было наблюдать. Зарождение ювенальной юстиции, у которой были и есть свои сторонники, действительно проходило по нескольким путям. Так, современный исследователь Гордон Бейзмор отмечал, что в основе миссии ювенальной юстиции с самого начала был акцент на заботе о детях и подростках в смысле ответа на их специфические проблемы и нужды, а не на решение проблем общества и граждан, испытывающих на себе последствия подростковой преступности. Изучение зарубежного опыта показывает, что первые шаги по созданию ювенального правосудия были трудны, но связующим звеном на этом длительном пути были детские судьбы, которые были в руках судей. Что касается возможности дальнейшего формирования ювенальной юстиции в России, то существует много точек зрения. Так, одни считают, что формирование ювенальной юстиции в России, в частности, предполагает работу по созданию связок между органами правосудия различного рода практиками ресоциализации детей группы риска и несовершеннолетними правонарушителями, а также службами помощи детям, испытывающим различного рода трудности. Как отмечают В.Н. Ткачев и Е.Л. Воронова, эффективное применение судом к несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, вместо карательных реабилитационных, воспитательных мер возможно только при условии надлежащей работы соответствующих социальных служб, тесно взаимодействующих с ювенальным судом. Изучив опыт функционирования системы профилактики асоциального поведения, безнадзорности, беспризорности, попрошайничества, предупреждения административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, привлечения их к различным видам юридической и иной ответственности в странах Запада, а именно в США, можно привести много прогрессивных примеров организации данного вида деятельности. Безусловно, не все из них можно применять на территории Российской Федерации. Это связано в первую очередь с тем, что современные зарубежные модели правосудия по делам несовершеннолетних базируются на существенной финансовой поддержке мер профилактики правонарушений подростков, определяющих эффективность всей системы ювенальной юстиции. Наиболее удачным зарубежным опытом организации системы профилактики (и наиболее перспективным для его использования в Российской Федерации) является позитивный опыт США, где принцип индивидуального подхода к несовершеннолетнему правонарушителю выражен наиболее ярко и отчетливо, в т.ч. и на структурном уровне. Судами по делам несовершеннолетних в США и России в рассматриваемом периоде являлись специальные суды (автономные либо обычные суды), наделенные юрисдикцией как по уголовным, так и по гражданским делам в отношении детей. В США суды для малолетних были введены в судебные системы штатов как суды II инстанции. В России суды по делам несовершеннолетних имели статус мировых судов. Специализация ювенальных судов находила выражение в специализации судей, специализации компетенции и специализации процесса. Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам: ювенальная юстиция – важный инструмент системы защиты прав детей, это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе системы лежит доктрина «parenspatrie», согласно которой государство ведёт себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Создание новой судебной системы для работы с детьми относится к США. 2 июля 1899 г. в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Современная зарубежная ювенальная юстиция базируется на принципах восстановительного правосудия. Цель восстановительного правосудия – повышение эффективности наказания в направлении дальнейшего снижения доли лишения свободы, сокращения числа лиц, осуждаемых к этому наказанию. В России система детских судов появилась в 1910 г. По мнению исследователя Э. Мельниковой, «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной – до 70% несовершеннолетних правонарушителей “детские суды” отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением». Да и сам суд рассматривался как «орган государственного попечения о несовершеннолетних».__ Следует также отметить, что в сегодняшней России за решеткой находится 45 тыс.детей, что в три раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи. Специалисты и эксперты признают, что лишение свободы для многих несовершеннолетних – избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить свое отношение к детям, следуя примеру большинства развитых стран, где отношение к ребенку, преступившему закон, иное – его не спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнего заключенного, в конечном счете обойдется обществу дороже.1 Ювенальная уголовная политика в России Развитие ювенальной уголовной политики как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних является главной точкой соприкосновения законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления и различных институтов гражданского общества в России. Одной из серьезных проблем российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные связи, брошенных родителями или ушедших из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизни и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой .Ювенальной политикой в самом общем виде принято называть социально ориентированную государственную политику в отношении несовершеннолетних. Следует признать, что проблемные вопросы осуществления ювенальной политики прослеживаются на всех этапах формирования личности и социализации несовершеннолетних. Ювенальная политика будет эффективной лишь тогда, когда она будет являться элементом всей государственной правовой системы, в том числе в сфере преступности несовершеннолетних. Она должна быть органично взаимосвязана со всеми направлениями государственной правовой политики на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Ювенальная юстиция – это дружественное правосудие к ребенку. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела. Роль суда в этом вопросе пока еще недооценена. У суда, как и у других субъектов ,профилактики, не хватает полномочий для полномасштабной профилактической работы по формированию у несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, основ правомерного поведения. Основной целью обращения с каждым несовершеннолетним в суде, признавшем его виновным в нарушении уголовного законодательства, является его исправление и социальная реабилитация. Судебный порядок защиты прав ребенка может быть охарактеризован такими положительными чертами, как открытость и состязательность процесса, обязанность привлекать к рассмотрению дела несовершеннолетнего по достижении им 14 лет, широкий спектр вопросов, которые может разрешать суд при рассмотрении дел о семейных правах ребенка. К основным принципам и элементам дружественного к ребенку правосудия относятся: общедоступность; соотносимость с возрастом и развитием ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка. Поступки и поведение несовершеннолетних, не соответствующие общим социальным нормам и ценностям, во многом связаны с процессом взросления. Как правило, по мере взросления поведение большинства молодых людей меняется к лучшему. Поэтому следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба. Первостепенное значение должно уделяться потребностям и благополучию семьи и всех ее членов, так как семья является основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку ребенка к жизни в обществе. Поэтому государству следует прилагать усилия для сохранения целостности семьи, оказывать помощь семье в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Особое внимание следует уделять семьям, испытывающим проблемы, связанные со стремительными и несбалансированными экономическими, социальными и культурными изменениями, поскольку такие изменения могут нарушить способность семьи обеспечить воспитание и развитие своих детей. Необходимо принимать меры по укреплению единства и гармонии в семье и препятствовать отделению детей от их родителей, за исключением тех случаев, когда обстоятельства, негативным образом влияющие на благополучие и будущее ребенка, не оставляют иного разумного выбора. Важно уделять особое внимание функции подготовки к жизни в обществе, которую выполняет семья, признавать будущую роль, обязанности, участие и партнерство молодых людей в жизни общества. Роль социального работника в системе ювенальной юстиции Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка устанавливает приоритет интересов детей во всех сферах жизни общества, в т.ч. и детей, оказавшихся в конфликте с уголовным законом. Конвенция предусматривает, что во всех процедурах с участием несовершеннолетнего правонарушителя должны обеспечиваться его права на выживание и развитие, а сами процедуры должны быть специализированными, должна быть особая специализация персонала всех учреждений и органов по работе с несовершеннолетними, на национальном уровне должна быть создана автономная судейская система по делам несовершеннолетних. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), указывают на необходимость уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, на необходимость тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем, чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.1 Российское законодательство, регулирующее судопроизводство в отношении несовершеннолетних, в соответствии с международными правовыми актами, определяющими особенности расследования и рассмотрения дел указанной категории, преследует цели создания наиболее благоприятных условий для установления причин преступления, поиска оптимально эффективных мер воздействия с учетом конкретных данных о личности несовершеннолетнего и достижении его реабилитации в обществе. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 ноября 2009 г. №429 одобрена республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, «Знай, ты не один!» на 2010-2012 гг.(далее Программа). В целях реализации данной Программы в июне 2010 г. при судах республики был создан институт социальных работников, который осуществлял свою деятельность на закрепленной за ними территории. Институт осуществлял взаимодействие судов с органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями и иными службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специалисты по социальной работе составляли специальную карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего и предварительный план реабилитации на основе тщательного изучения всех фактов, касающихся его личности и окружения, определяли наиболее эффективные меры воздействия на несовершеннолетнего, способные исправить его без лишения свободы. Эти документы учитывались и учитываются при выборе меры уголовно-правового воздействия. Как отмечают А.А. Ашин и А.Г. Левицкая, судопроизводство по делам несовершеннолетних должно быть основано на выявлении причин противоправного поведения, истоков формирования тех ложных нравственных ценностей, которые привели подростка к совершению преступления.1 Созданный в июне 2010 г. институт социальных работников при судах республики (сегодня 23 специалиста) работает весьма эффективно. Судьи, имея в своем распоряжении более полные данные о личности подростка, стали чаще применять положения Закона, позволяющие прекращать уголовное преследование в случае совершения незначительных правонарушений. Все больше в судах применяются принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение несовершеннолетних от наказания. В Республике Бурятии наблюдается снижение рецидивной преступности среди несовершеннолетних, с которыми работали социальные работники. Действительно, несмотря на небольшой промежуток функционирования института социальных работников, можно говорить об его эффективности, поскольку социальные работники осуществляют квалифицированную подготовку к рассмотрению дела, фактически знакомятся с социальными обстоятельствами, сопутствующими совершению преступления, при необходимости привлекают специалистов (врачей, психологов, воспитателей), собирают другую полезную информацию и готовят карту, которая потом везде сопровождает подростка до достижения им совершеннолетия. Кроме того, социальные работники осуществляют надзор за поведением осужденных, которым назначены различные меры наказания, либо в отношении лиц, дело по которым прекращено по не реабилитирующим основаниям. Акценты в работе с несовершеннолетними правонарушителями переносятся с карательного и репрессивного на восстановительный и реабилитационный. При этом приоритет воспитательных и реабилитационных мер обеспечивается судом во взаимодействии с социальными службами. С участием социального работника проводились рабочие встречи, дни профилактики с участием несовершеннолетних, их родителей, классных руководителей, социальных педагогов и т.д. Глава 2 Уголовно-процессуальные аспекты ведения расследования по делам о несовершеннолетних 2.1. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 2.2. Правила и принципы возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. В данном разделе рассматриваются особенности производства по делам несовершеннолетних, имеющие общее действие как при досудебном производстве, так и при рассмотрении дел в суде. Так, по уголовным делам в отношении несовершеннолетних установлен расширенный предмет доказывания. По каждому уголовному делу о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, независимо от категории преступления подлежат доказыванию не только обстоятельства, указанные в ст. 73 УПК, но и ряд дополнительных обстоятельств (ст. 421 УПК).1 Установление этих дополнительных обстоятельств направлено на более глубокое изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого с целью выявления причин совершения им преступления и определения вида наказания или меры воздействия, способствующих с учетом личностных особенностей исправлению несовершеннолетнего. Таким образом, кроме обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК (общий предмет доказывания), подлежат доказыванию следующие обстоятельства. 1. Возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения. Точное установление возраста несовершеннолетнего представляет определяющее значение при разрешении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечение суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Таким образом, подросток, совершивший общественно опасное деяние, в день, когда ему исполняется 14 лет (например 1 марта) не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как данное лицо достигает возраста уголовной ответственности с ноля часов следующих суток, т.е. 2 марта. Возраст лица устанавливается по имеющимся у него документам, которыми являются документы, оформленные и выданные от имени Российской Федерации. В России основным документом, удостоверяющим личность гражданина, является паспорт. Все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, проживающие на территории РФ, обязаны иметь паспорт. В отношении лиц, не достигших указанного возраста, основным документом признается свидетельство о рождении. В случае их утраты, порчи, не дающей возможности прочтения, возникновения сомнения в подлинности представленных документов обязательным является назначение судебной экспертизы (п. 5 ст. 196 УПК). Установление возраста несовершеннолетнего путем получения показаний свидетелей, например о том, в каком году, по их сведениям, несовершеннолетний поступил в дошкольное или школьное заведение, не допускается. Судебные эксперты исследуют уровень физического, интеллектуального, психического развития лица и определяют соответствие полученных данных медицинским стандартам возрастного развития человека. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 разъясняется, что при установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица (п. 5).1 2. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего позволяет выявить причины и мотивы совершения преступного деяния и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Установление указанных обстоятельств имеет значение и для правильного разрешения вопроса о назначении несовершеннолетнему подсудимому наказания или о возможности применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия. С этой целью, уголовный закон обязывает при назначении несовершеннолетнему наказания учитывать кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК, также и условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние старших по возрасту лиц (ст. 89 УК). Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего устанавливаются путем исследования сведений о семье несовершеннолетнего и отношений, сложившихся между ее членам, успеваемости в учебном заведении и отношения к учебе, посещения несовершеннолетним других образовательных или воспитательных заведений и др. Уровень психического развития несовершеннолетнего устанавливается путем производства судебной экспертизы. Под психи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: